Основная образовательная программа
Описание образовательной программы
В Программе на первый план выдвигается
развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и
ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.
В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного
периода детства.
Программа построена на
позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его
всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а
также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая
регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке
Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного
образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и
укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение)
развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном
детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на
важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении
Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат
успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все
основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до
школы.
Программа строится на
принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет
национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки
духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование
рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам
человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Программа «От рождения до школы»:
•
соответствует принципу развивающего обучения;
•сочетает
принципы научной обоснованности и практической применимости;
•
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать
поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
•
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится
с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
•
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
•
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;
• допускает
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
• строится с учетом
соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между
детским садом и начальной школой.