17.03.2020
Дополнительное образование детей — составная часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Нередко дополнительное образование считают необязательным дополнением до общего образования. Но это далеко не так. Невозможно воспитать полноценную личность не давая возможности раскрыться всем граням подсознательных возможностей ребёнка.
Так же как дополнительное образование не может решить самостоятельно всех задач образования и воспитания детей, так и общее образование не может обойтись без дополнительного. Так как современный мир диктует жёсткие условия формирования интеллектуально развитой личности, способной не только накапливать знания, но и применять их в жизненных ситуациях.
Концепция модернизации Российского образования сформировала четкие цели современной школы:
развитие личности через творческие способности:
выявление интеллектуальных способностей каждого ученика;
формирование духовно- богатой, свободной, физически здоровой личности;
развитие самостоятельности и способности к самоорганизации.
Исходя из этих целей, педагогический коллектив ставит следующие задачи:
создать благоприятные условия для успешной реализации потребностей школьников, развитие их способностей и интересов;
сохранить здоровье ребенка ( физическое, эмоциональное, психическое)
формировать мотивационные основы учебно - трудовой деятельности.
Исходя из сформированных целей и поставленных задач можно сказать, что только работая совместно, объединёнными усилиями дополнительного образования и основного можно прийти к поставленной цели и решить определённые задачи с наивысшим результатом.
Социальное партнёрство в образовании.
В связи с вышесказанным можно обратиться к термину социальное партнёрство. Термин социальное партнерство в образовании – как и сама деятельность, получили признание в современной России сравнительно недавно. Образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Онo привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; предоставление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе. С точки зрения основного образования – образование видится как универсальный способ трансляции исторического опыта, это общий механизм передачи социального наследия. Сегодня в противоречивое время школа осталась главным и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения, в значительной степени сдерживать асоциальное поведение молодежи и который старается определять определенные модели позитивной деятельности. Большую роль в решении этих задач может сыграть дополнительное образование. Оно обладает значительным социальным, педагогическим, культурным и социализирующим потенциалом. Однако дополнительное образование в условиях образовательного учреждения имеет свою специфику – содержательную, методическую, организационную. В отличие от учреждений дополнительного образования, где накоплен значительный опыт работы с детьми, в общеобразовательных школах дело обстоит по-другому. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. Дополнительное образование детей – это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный сущностно мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.
Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация образовательных программ, выходящих за рамки основных (общих) и имеющих конкретизированные образовательные цели и фиксируемые образовательные результаты. Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах. Учреждения дополнительного образования детей решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг. По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них являются: художественно-эстетическое, научно-техническое, спортивно- техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально- педагогическое, культурологическое, экономико-правовое .
Единая смысловая основа общего и дополнительного образования
Необходимо найти единую смысловую основу для объединения общего и дополнительного образования, выявить специфику, чтобы понять, в чем смысл их «существования порознь» и в то же время почему они являются частью единой системы. Е.Б Евладова предлагает перечень главных ориентаций основного и дополнительного образования
Общее образование
Дополнительное образование
Ориентировано на:
построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности
раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира и развитие самодеятельности детей
усвоение предметных знаний и способов их употребления
раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств обучения
освоение возрастно-нормативного пространства
построение пространства саморазвития
социализацию детей, формирование социально-адаптивной личности
индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности
общечеловеческий опыт познания
личный опыт практической жизни ребенка
адаптирующее и корректирующее образование
развивающее и реабилитирующее образование
Как можно видеть из представленной таблицы, ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Основное образование же не может обеспечить внимание абсолютно к каждому ребенку. Дополнительное образование же как раз дает ребенку самому строить границы, таким образом, возможно расширение от социализации до уникальности.
В домах творчества, станциях юннатов, техников и других учреждениях для ребенка создаются условия, чтобы полноценно прожить пору детства.
Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
На сегодняшний день эта сфера педагогической деятельности выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно ориентированы на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, не реализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты около 270 тыс. педагогических работников как в самих школах, так и в специализированных учреждениях - дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства.
Дополнительное образование реализует процесс становления личности в развивающейся среде; это система, способная предоставить детям широкий спектр образовательных услуг в соответствии с их растущими потребностями и изменяющимся социальным заказом общества.
Дополнительное образование детей - это сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие; это гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и свободный выбор своего жизненного пути, постижение смысла жизни и духовной силы труда.
В философском, методологическом плане общее и дополнительное образование могут рассматриваться как общее и особенное, общее и частное. При этом общее школьное образование является систематизирующим образованием, охватывающим массы, а дополнительное образование по своей природной изначальной сути является вариативным образованием, ориентированным, прежде всего, на индивидуальное развитие детей. Взаимодополнение этих двух начал является неизбежным, если необходимо обеспечить целостность образовательного процесса. Целесообразность и объективная необходимость взаимодействия, интеграции общего и дополнительного образования может быть выведена также из двойного предназначения человека, заключающегося в познании мира и преобразовании мира.
Дополнительное образование увеличивает пространство и поле деятельности, в котором школьники могут развиваться. Здесь они могут реализовать личностные качества, демонстрируя те способности, которые могут быть не востребованы основным школьным образованием. В дополнительном образовании ребенку предоставляется возможность выбора формы и содержания занятий, он может не бояться неудач. Совокупность этих критериев создает благоприятный психологический фон и способствует достижению успеха, который оказывает позитивное воздействие на учебную деятельность.
Именно взаимопроникновение двух образовательных сфер может обеспечить решение общих проблем педагогов и обучающихся, необходимый уровень знаний и умений, навыков школьников и развитие их эмоциально-образного мышления, формирование духовно-нравственных качеств, достижение определенной стабильности системы, более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей и технологий и целостное и многообразное развитие ребенка.
На разных этапах становления и развития дополнительного образования в России возникали и укреплялись связи учреждений дополнительного образования с другими образовательными учреждениями - школами, учреждениями профессионального образования, учреждениями дополнительного образования между собой. Педагогические коллективы понимают важность взаимодействия и партнерства в решении общих задач, необходимость помощи растущему человеку в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирования его творческой активности. Включение подростков и старшеклассников в научноисследовательскую деятельность, освоение самых современных направлений науки и техники, успехи в художественном творчестве, совершенствование материально-технической базы учреждений - все это давало результат на ведущих предприятиях, в объединениях и организациях.
Так складывались многочисленные связи и зарождались партнерские отношения между учреждениями дополнительного образования. Изменение ситуации в России потребовало поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия с широкой социокультурной средой.
Спектр организаций, с которыми поддерживается контакт учреждениями дополнительного образования, достаточно широк. Среди них можно назвать школу, дошкольное учреждение, учреждение начального профессионального образования, учреждение для детей-сирот, для детей, оставшихся без попечения родителей, специальные коррекционные
учреждения; связи с государственными, общественными организациями, органами местного самоуправления. В рамках такого сотрудничества активно используется кадровый потенциал: преподаватели вузов, сотрудники музеев, специалисты научно-исследовательских учреждений, работающие в учреждениях дополнительного образования детей в качестве педагогов, научных руководителей, рецензентов и членов жюри конференций, фестивалей, смотров. Также многие праздники, фестивали, лаборатории, экспозиции, фонды библиотек, сценические выставочные площадки организуются на базе образовательных учреждений.
Функции этих связей - расширение возможностей общего образования, оптимальное использование кадрового, научноисследовательского, материально-технического потенциала для успешного функционирования в сложной социально-экономической ситуации.
К приоритетным направлениям развития дополнительного образования логично отнести совместные действия всех субъектов - организаторов дополнительного образования детей по обеспечению доступности этой сферы для детей различных групп и категорий; мобилизации всех ресурсов ее развития и обеспечению их целевого использования в интересах детей; обновлению содержания на основе теоретически обоснованной и выверенной в последствиях концепции; созданию индустрии детского досуга; модернизации организационной структуры и системы управления; формированию и реализации кадровой политики; формированию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей; созданию условий для разработки и реализации сетевых, инфраструктурных и системных проектов, направленных на позитивную социализацию детей; программно-методическому, учебнотехнологическому, материально-техническому обеспечению сферы дополнительного образования детей; правовому регулированию образовательных процессов в сфере дополнительного образования детей;
моделированию стандартов качества дополнительного образования детей; модернизации экономических основ, обеспечению стабильного финансирования.
Рассмотрев общее представление о системе образования, принятое сегодня в педагогическом сообществе, можно прийти к нескольким выводам:
Во-первых, образование это особая сфера жизни, где человек осваивает социокультурный опыт и ценности человечества, получает также возможность формирования собственного образа. Во-вторых, образование не может быть ограничено какими-либо возрастными или институциональными рамками, оно постоянно должно удовлетворять развивающиеся потребности личности и общества. В-третьих, продуктивное развитие системы образования возможно при условии опоры на принцип вариативности образования, обеспечивающее личности выбор образовательного пути.
Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности (речь идет не только о свободном выборе направленности, но и темпов продвижения по конкретной программе), ориентация на личностные интересы, потребности и способности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации, практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Взаимодействие общего и дополнительного образования важная фундаментальная задача, имеющая огромный потенциал для гармоничного развития личности, ее самоопределения.
Интеграция основного и дополнительного образования детей
В педагогических исследованиях последних лет все чаще обращаются к проблеме интеграции основного и дополнительного образования детей. Такая интеграция позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Дополнительное образование, в основе которого лежат личностно- ориентированный, личностно-деятельностный подходы к ребенку, педагогика сотрудничества, вариативность образовательных маршрутов и право их свободного обучающихся, ни в коем случае не претендует на подмену собой урока. Оно максимально и эффективно дополняет его, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации. Этимология слова «интеграция» означает восстановление целостности, восполнение чего-то недостающего, процесс сближения и взаимосвязи. Интеграция – это всегда движение навстречу друг другу, стремление помочь и принять меры, восполнить недостатки другой стороны и обогатиться за счет достоинств этой стороны. Это взаимообусловленный процесс, в результате которого выигрывают обе стороны. Исследования проблемы организационно-правовых основ обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования детей, развития дополнительного образования в школе, позволяют констатировать, что успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности. Можно назвать как минимум четыре условных уровня. Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми. Второй уровень – более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы. Третий уровень – развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность. Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач: - изучение интересов и потребностей обучающихся; - определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учетом возраста обучающихся, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; - формирование условий для создания единого образовательного пространства; - расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
- создание условий для привлечения к занятиям большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; - создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; - обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. В исследованиях Е.Б. Евладовой (Научно-исследовательский проект по развитию дополнительного образования в общеобразовательном учреждении) выделяется несколько степеней-уровней развития дополнительного образования в общеобразовательном учреждении. Первый можно условно назвать информационным. На этом этапе приходит осознание необходимости взаимосвязи основного и дополнительного образования, выяснение их достоинств и недостатков, определение основных направлений сотрудничества между представителями разных сфер образования (тем более если в школе начинает формироваться собственный блок дополнительного образования). Второй уровень – координационный. Состоит в согласовании планов, определении сфер совместной деятельности учителей-предметников, классных руководителей и руководителей различных творческих объединений, секций, клубов, кружков. На этом этапе проводятся отдельные общешкольные мероприятия при равном участии представителей основного и дополнительного образования. Накапливается опыт проведения совместных педагогических и методических советов, посвященных наиболее значимым для всех темам образования и воспитания школьников. Третий уровень – сотрудничества. Характеризуется более тесной координацией и совместной деятельностью, построенной на основе долгосрочной программы, перспективного плана работы. Этот уровень взаимодействия предполагает постоянную совместную деятельность педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками и классными руководителями при реализации собственных образовательных программ, сотрудничество заместителя директора, курирующего дополнительное образование, с другими заместителями, с руководителями методических объединений. Четвертый уровень – интеграции. Достигается, когда происходит создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства, то есть происходит восполнение целостности двух сфер образования. Но при этом сохраняется уникальность каждой сферы при равенстве при равенстве той и другой. Однако о подлинной интеграции можно вести речь тогда, когда будут решены не только организационные задачи, но прежде всего содержательные. Они должны найти отражение в концепции и программе развития общеобразовательного учреждения. На любом из выше упомянутых уровней могут быть реализованы следующие направления:
- нормативно-управленческое – издание соответствующих приказов и распоряжений по развитию дополнительного образования, в которых определяются ответственные за реализацию конкретных планов и мероприятий, их права и обязанности, расширяются и уточняются функциональные обязанности педагогов, заключаются договора с учреждениями дополнительного образования детей. Происходит фиксация каждого этапа сотрудничества, его документальное подтверждение и обоснование; - организационно-педагогическое – решение конкретных задач, связанных с проведением тех или иных дел и мероприятий, разработка направлений деятельности, определение планов, в реализации которых должны принять участие как педагоги дополнительного образования, так и преподаватели общеобразовательных дисциплин. С этой целью создается координационный совет, в который могут входить все заместители директора, педагоги-организаторы, руководители методических объединений, социальные педагоги, школьные психологи. Это направление предполагает проведение совместных семинаров, исследовательской и опытно-экспериментальной работы, а также создание условий для профессионального роста педагогов; - программно-методическое – разработка образовательных программ педагогами дополнительного образования, создание силами учителей- предметников и педагогов дополнительного образования методического обеспечения интегрированных занятий и различного рода уроков- путешествий, уроков-спектаклей, подготовка необходимых материалов, сценариев для проведения праздников, в которых могут принять участие все желающие; Практика показывает, что в наибольшей степени взаимодействие учителей-предметников и педагогов дополнительного образования осуществляется в школьных музеях, театрах, теле- и видеостудиях, туристко- краеведческих и этнографических клубах, поисковых отрядах, научных обществах учащихся и др. Занятия в этих объединениях позволяют сотрудничать на содержательном уровне учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, вожатым со специалистами в области художественного творчества, сотрудниками НИИ, вузов, музеев, средств массовой информации, участвующих в работе с детьми. В рамках проблемы интеграции основного и дополнительного образования особое внимание следует уделить сотрудничеству школы с учреждением дополнительного образования детей. В последние годы все больше специалистов (в том числе и на уровне органов управления образованием района, города) признают важность такого сотрудничества. Реальное взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность. Е.Б. Евладова выделяет разные уровни отношений между образовательными учреждениями: - добрососедский, когда общеобразовательное учреждение, зная о нахождении в микрорайоне учреждения дополнительного образования детей, благожелательно относится к занятиям в нем своих учеников; - партнерский, когда оба учреждения находят возможность для сотрудничества в ходе участия в районных или городских мероприятиях. Для решения отдельных проблем привлекаются материальные и кадровые возможности друг друга. Как, правило, учреждение дополнительного образования открывает на базе школы различные творческие объединения по интересам; - интеграционный, когда образовательные учреждения (два или более) приходят к созданию единого образовательного пространства в интересах ребенка. Сотрудничество подкрепляется соответствующим договором или соглашением, разработкой программы сотрудничества. О достаточно тесных взаимосвязях разных учреждений можно говорить и тогда, когда выпускники школ одновременно с аттестатом зрелости получают портфолио, подтверждающее их достижения в сфере художественного и технического творчества, спорте, других направлениях дополнительного образования, активное участие в общественной работе и т.п. Анализ практики, накопленный в области сотрудничества школ и учреждений дополнительного образования детей, позволяет выделить наиболее распространенные и достаточно эффективные формы: - создание на базе общеобразовательного учреждения отдельных творческих объединений детей, занятия с которыми ведут педагоги учреждений дополнительного образования; - организация филиалов детских музыкальных, художественных, спортивных школ, работающих на базе общеобразовательных учреждений; - проведение уроков по ряду общеобразовательных предметов на базе учреждений дополнительного образования (эколого-биологических дисциплин – на станции юных натуралистов; изобразительного искусства и музыки – в художественных и музыкальных студиях и т.п.). Музеи, библиотеки, театры также часто становятся «классом» для знакомства школьников с различными учебными темами. Если на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то в учреждении дополнительного образования детей они могут углубить и расширить эти знания, реализовать их в одном из видов практической краеведческой деятельности, получить допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и др.
Предшкольная подготовка во взаимодействии общего и дополнительного образования.
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет.
Предшкола – форма обязательного образования детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями.
Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом его жизни. С целью обеспечения адаптивности образовательного процесса, при организации работы в группах предшкольного обучения необходимо учитывать: уровень его эмоционального и познавательного развития, а также посещал ли ребенок детский сад на протяжении всего дошкольного детства или только с пяти лет. Вопрос об обучении шестилеток в принципе не нов, имеется соответствующий научный материал, и опыт работы. Об обязательном обучении дошкольников в 5-6 лет говорилось ещё в довоенные годы, тогда же создавались «нулевые классы» при школах, «подготовительные к школе группы» в детских садах. Но реализовать поставленные цели на практике фактически не удалось, так как одновременно не ставилась задача 100%-го охвата общественным воспитанием. Поэтому нужно очень разумно отнестись к обучению детей оно не должно превратиться во всё то же натаскивание детей на материал первого класса. Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жёсткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме дополнительных занятий, которые предусматривают наряду с обучением время для игровой, театрализованной, конструктивной, изобразительной, музыкальной и других видов деятельности. Внимание педагогов акцентируется на следующих принципах работы с детьми:
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
- широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально-значимых для детей ситуаций;
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
В задачу обучения в предшкольном классе не должно входить обучение навыкам чтения и письма. У ребёнка необходимо сформировать круг индивидуальных качеств наиболее важных для начала школьного обучения так называемые учебно-важные качества. Уровень развития учебно-важных качеств прямо или опосредованно определяет успешность усвоения на ранних этапах обучения в школе. Это вовсе не означает, что учебно-воспитательная работа с детьми должна ограничиваться только развитием учебно-важных качеств. Задача педагога и родителей заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребёнка.
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, необходимо предшкольное образование. А значит, предшкольную подготовку необходимо рассматривать как первый этап всеобщего обязательного образования.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работая только в тесном взаимодействии общего и дополнительного образования можно достичь наивысших результатов не только в образовательном процессе в целом, но и в отдельных его случаях.