07.02.2020
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению игре в
шахматы для детей старшего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная
программа «Обучение детей игре в шахматы» реализуется
в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение
целостного процесса психического, физического и умственного развития личности
ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного
возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное
решение. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей
старшего дошкольного возраста «Обучение детей игре в
шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует
совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в
младшем дошкольном возрасте.
Педагогическая целесообразность
внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования
игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и
физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей
дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное
вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса,
благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности
ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и
многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью
говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся
в дошкольном детстве.
Целью
внедрения программы «Обучение детей игре в шахматы» является
создание условий для личностного и интеллектуального развития детей
старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации
содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Обучение
игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Программа по обучению игре в
шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение
при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на
занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций,
использование шахматных дидактических игр и пособий.
ПРОГРАММЫ
-Обучение дошкольников принципам
шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и
подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
-создание условий для личностного и
интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей
культуры посредством обучения игре в шахматы.
3. ЗАДАЧИ:
а) образовательные:
-
формировать устойчивый интерес малышей
к игре в шахматы;
-
способствовать освоению детьми
основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное
поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная
позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами
на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат,
ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на
партию, т. д.;
-
познакомить с правилами поведения партеров во
время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии
действовать в соответствие с эти правилами;
-
учить детей взаимодействию между
фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять
полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
-
обеспечить успешное овладение малышами
основополагающих принципов ведения шахматной партии;
-
содействовать активному использованию
полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
-
учить ориентироваться на плоскости, обогащать
детскую фантазию.
б) развивающие:
-
развивать умение сравнивать, выявлять и
устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять
ход решения учебной задачи;
-
развивать все сферы мышления, память,
внимание, наблюдательность, воображение;
-
способствовать активизации мыслительной
деятельности дошкольника;
-
приобщать ребенка к самостоятельному решению
логических задач;
-
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
-
создание условий для формирования и развития
ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных,
социальных).
в) воспитывающие:
-
воспитывать, усидчивость, целеустремленность,
волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии
решений;
-
поставленные цели и задачи реализуются при
создании необходимых условий:
- наличие кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми
4. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Обучение осуществляется на основе
общих методических принципов:
-принцип развивающей деятельности:
игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего
коллектива в целом;
-принцип активной включенности каждого
ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
-принцип доступности, последовательности
и системности изложения программного материала;
-принцип комплексной
реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в
данной программе является система дидактических принципов:
-принцип наглядности;
-принцип психологической комфортности -
создание образовательной среды, обеспечивающей снятие
всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
-принцип минимакса - обеспечивается
возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
-принцип целостного представления о мире
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира;
-принцип вариативности -
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им
систематически предоставляется возможность выбора;
-принцип творчества - процесс обучения сориентирован
на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют
современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения,
и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов
направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками
основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение
непосредственно образовательной деятельности используются различные
виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные,
театрализованные.
Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению:
Оборудование для
реализации программы в группе:
-дидактические
игры для обучения игре в шахматы;
-наглядные
пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии);
-демонстрационные
настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
-настольные шахматы
разных видов;
-шахматные часы;
-обучающие видео-уроки
по шахматам;
-симуляторы игр.
Технические средства обучения:
автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, принтер).
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа обучения рассчитана для детей 5-6
лет, наполненность группы 5-10 человек, поскольку работа в основном ведется
индивидуально.
В середине занятий проводят
физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещения, проводить
гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Перерывы между
занятиями не менее 10 минут. Формой подведения итогов являются выставки
работ детей.
Продолжительность
1 занятия |
Периодичность
в неделю |
Количество
занятий в месяц |
Количество
занятий в год
|
25
минут |
1
раза |
4
занятий |
36
занятий |
№ п/п |
Тема занятия |
Всего |
Теоретические |
Практические
|
1. |
В
стране шахматного королевства |
1 |
1 |
- |
2. |
Волшебная
доска |
5 |
2 |
3 |
3. |
Шахматные
фигуры |
2 |
1 |
1 |
4. |
Начальное
положение |
2 |
1 |
1 |
5. |
Шахматная
фигура «Ладья». |
4 |
2 |
2 |
6. |
Шахматная
фигура «Слон». |
2 |
1 |
1 |
7. |
Ладья
против слона. |
2 |
- |
2 |
8. |
Шахматная
фигура «Ферзь» |
3 |
2 |
1 |
9. |
Шахматная
фигура «Конь». |
3 |
2 |
1 |
10. |
Шахматная
фигура «Пешка». |
2 |
1 |
1 |
11. |
Шахматная
фигура «Король». |
2 |
1 |
1 |
12. |
Шах.
|
1 |
1 |
- |
13. |
Шах
и мат. |
1 |
1 |
- |
14. |
Мат
в один ход. |
1 |
- |
1 |
15. |
Ничья
и пат. |
2 |
1 |
1 |
16. |
Рокировка.
|
1 |
- |
1 |
17. |
Шахматная
партия |
1 |
- |
1 |
18. |
Развлечение. Шахматный
карнавал. |
1 |
- |
1 |
|
Итого
|
36 занятий |
17 занятий |
19
анятий |
№ |
Тема |
Цель |
Средства обучения/ материал |
В
стране шахматного королевства. |
Познакомить детей
с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса
к игре в шахматы. |
Презентация, шахматная
доска и шахматные фигуры |
|
2.
|
Волшебная
доска. |
Познакомить
с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля»,
чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля
квадратные, «центр» шахматной доски. |
Шахматная
доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку |
3.
|
Волшебная
доска. |
Продолжать
знакомство с шахматной доской. Учить правильно, располагать доску между
партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и
вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических
игр – заданий. |
Шахматная
доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация,
заготовка на листе шахматной доски. |
4.
|
Волшебная
доска. |
Повторить
понятия горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с
новым понятием: «диагональ». Начать знакомство с «шахматным»
алфавитом. Закреплять
полученные знания с помощью игр-заданий. Учить понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно. |
Шахматная
доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация,
заготовка на листе шахматной доски, карточки с «шахматным» алфавитом. |
5.
|
Волшебная
доска. |
Повторить
понятия «диагональ», продолжить знакомство с «шахматным» алфавитом,
упражняться в нахождении «адреса» шахматного
поля. |
Шахматная
доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация,
заготовка на листе шахматной доски, карточки с «шахматным» алфавитом. |
6.
|
Волшебная
доска. |
Повторить
и закрепить знания о шахматной доске – горизонтали, вертикали, белые и
чёрные поля, чередование полей, шахматный алфавит, шахматная
нотация. |
Шахматная
доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, заготовка на
листе шахматной доски, карточки с «шахматным» алфавитом. |
7.
|
Шахматные
фигуры. |
Познакомить детей
с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой,
упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, волшебный мешочек. |
8.
|
Шахматные
фигуры. |
Продолжение.
Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном
названии шахматных фигур. Учить определять ту или
иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания
с помощью дидактических игр – заданий. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, волшебный мешочек. |
9.
|
Начальное
положение. |
Познакомить детей
с новыми понятиями: «начальное положение или начальная
позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет».
Закрепить новый материал посредством дидактических игр – заданий. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация. |
10. |
Начальное
положение. |
Продолжение.
Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур.
Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий.
Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, карточки, карандаши. |
11. |
Шахматная
фигура «Ладья». |
Познакомить детей
с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, тетрадные листочки, карандаши. |
12. |
Шахматная
фигура «Ладья». |
Продолжение.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить
место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым
понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры. |
13. |
Шахматная
фигура «Ладья». |
Игровая
практика. Закрепить полученные знания детей о шахматной
фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске;
упражняться в умении ходить ладьёй, отслеживать взаимодействие между белой и
чёрной ладьёй на шахматной доске, учиться предвидеть события
на шахматной доске на один ход вперёд. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры. |
14. |
Шахматная
фигура «Ладья». |
14
Итоговое занятие. Повторить и закрепить данные детям знания о шахматной
фигуре «ладья» - место ладьи в начальной позиции, ход, взятие,
решение простейших шахматных задач. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры. |
15. |
Шахматная
фигура «Слон». |
Познакомить детей
с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении.
Белопольные и чёрнопольные слоны. Ход слона. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку,
карандаши. |
16. |
Шахматная
фигура «Слон». |
Продолжение.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить
место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и
чёрнопольные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить
полученные знания посредством дидактических игр. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры. |
17. |
Ладья
против слона. |
Игровая
практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматных
фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике
на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между
фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход
событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или
нападения. |
Набор шахмат. |
18. |
Ладья
против слона. |
Игровая
практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматных
фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике
на шахматной доске; учить детей следовать определённым
правилам во время шахматной партии – делать ходы поочерёдно,
учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход;
учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними
учебную задачу. |
Набор шахмат. |
19. |
Шахматная
фигура «Ферзь». |
Познакомить детей
с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку,
карандаши. |
20. |
Шахматная
фигура «Ферзь». |
Продолжение.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить
место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь.
Познакомить детей с правилами взятия ферзём. Закрепить полученные
знания посредством дидактических игр. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры. |
21. |
Шахматная
фигура «Ферзь». |
Игровая
практика. Закреплять полученные знания детей о шахматной
фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске;
учить детей следовать правилам ведения шахматной партии:
делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход;
учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними
учебную задачу. |
Набор шахмат. |
22. |
Шахматная
фигура «Конь». |
Познакомить детей
с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня,
взятие. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку,
карандаши. |
23. |
Шахматная
фигура «Конь». |
Продолжение.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить
полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции,
ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии.
Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними
учебную задачу. |
Набор шахмат,
дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши. |
24. |
Шахматная
фигура «Конь». |
Игровая
практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматной
фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске;
учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе
выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных
фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры. |
Набор шахмат,
дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши, карточки с
заданиями. |
25. |
Шахматная
фигура. Пешка. |
Познакомить детей
с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие
на проходе. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку,
карандаши. |
26. |
Шахматная
фигура «Пешка» |
Продолжение.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить
место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на
проходе». Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закреплять
полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку,
карандаши. |
27. |
Шахматная
фигура «Король». |
Познакомить детей
с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход
короля. Взятие. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку,
карандаши. |
28. |
Шахматная
фигура «Король». |
Продолжение.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить
знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной
позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие
– «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью
дидактических игр – упражнений: учить детей правильно понимать
учебную задачу и выполнять её самостоятельно. |
Набор шахмат,
интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку,
карандаши. |
29. |
Шах. |
Познакомить детей
с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить
позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять
новые знания посредством индивидуальных игр – заданий,
учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно
её решать |
Набор шахмат,
интерактивная презентация. |
30. |
Шах
и мат. |
Вспомнить
значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить
находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять
полученные знания посредством индивидуальных заданий,
учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и
самостоятельно её решать. |
Набор шахмат,
карточки с заданиями, карандаши. |
31. |
Мат
в один ход. |
Вспомнить
значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием – «мат в один
ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту,
которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.
Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных
заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и
самостоятельно её решать. |
Набор шахмат,
карточки с заданиями, карандаши. |
32. |
Ничья
и пат. |
Познакомить детей с
новыми понятиями – «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной
игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых
есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания
посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать
учебную задачу и самостоятельно решать её. |
Набор шахмат,
карточки с заданиями, карандаши. |
33. |
Ничья
и пат. |
Продолжение.
Вспомнить значение понятия «ничья», в каких случаях
в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на
примере шахматных позиций. Учить находить позиции, в которых есть пат, в
ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством
индивидуальных знаний, учить детей правильно понимать поставленную
учебную задачу и самостоятельно её решать. |
Набор шахмат,
карточки с заданиями, карандаши. |
34. |
Рокировка. |
Познакомить детей
с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка».
Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством
дидактических игр – заданий. |
Набор шахмат,
карточки с заданиями, карандаши, дидактические игры. |
35. |
Шахматная
партия. |
Познакомить детей с
новыми понятиями
– «дебют», «миттельшпиль», «Эндшпиль», «ценность
фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей
во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами
поведения партнёров во время шахматной игры. |
Набор шахмат |
36. |
Развлечение. Шахматный
карнавал |
7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Педагогический
мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в
год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме
индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические
мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе
обучения.
Методика проведения педагогического мониторинга
критерии диагностики
К концу первого
года обучения ребенок должны знать:
-
историю возникновения шахматной игры;
- шахматные
термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
-
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
-
правила хода и взятия каждой фигуры.
К
концу первого года дети должны уметь:
-
ориентироваться на шахматной доске;
-
играть каждой фигурой в отдельности;
-
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
-
правильно расставлять фигуры перед игрой;
-
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-
рокировать;
-
решать элементарные шахматные задачи.
-
правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры
8. Критерии оценки
2 (Высокий):
Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат.
Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,
различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и
их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита
познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито
зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия,
обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и
смекалка, ориентировка в пространстве
1 (Средний): Ребенок
имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат.
Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей,
показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур,
ходы шахматных фигур и их отличия. Путает
понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий):
ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать
и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные
фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Береславский Л. Я. «Шахматы для малышей».- Москва: Издательство АСТ,
2017
2.
Петрушина Н. М. «Шахматный учебник для детей».- Ростов-на-Дону:
Издательство «Феникс», 2016
3.
В. В. Костров «Шахматный решебник».Развлечение. -СПб.: Издательский
дом «Литература», 2013.
4.
В. В. Костров «Шахматный решебник» Мат королю. -СПб.: Издательский
дом «Литература», 2016.
5.
В. В. Костров «Шахматный решебник» Отвлечение. -СПб.: Издательский
дом «Литература», 2013.
Интернет-ресурсы
1. Обучающий курс
для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2. Шахматы:
[сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
3. Шахматная
библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.