24.01.2020
28.01.2020
Педагог-психолог.
Курбанова Степанида Гусейновна
Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.
Основная цель работы педагога-психолога, -
сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки
зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.
Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении
по следующим направлениям:
Первое - это консультации
Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют
близких ребёнка. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и
объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей
поведения. Педагог-психолог подскажет родителям, как надо общаться
со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении
закреплялись.
Второе направление - это диагностика
Плановая диагностика по возрасту
проводится для того, чтобы определить уровень развития высших
психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему,
если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один
развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь детям психолог
проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь,
проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи.
Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить
причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, -
это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех
подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь
своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам
подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание
Третье направление - это коррекционно-развивающая
работа
Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все
разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические
процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то
психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное
усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с
ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются
программы, составленные специалистами и включает следующие формы
работы:
-индивидуальные коррекционные занятия;
- групповые коррекционно-развивающие занятия .
Четвёртое направление - это психологическое просвещение
и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей носит
профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством
профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей,
повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ
проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также
психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ.
Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует
в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы
ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте,
необходим.
Какие бывают самые распространённые ошибки при
обращении к педагогу – психологу в
образовательном учреждении?
Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую
очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием.
Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных
особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.
Родители часто не могут чётко сформировать проблему.
Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и
мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой:
болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может
выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.
Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая
свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности,
родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о
семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная
и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.
Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком
многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их
способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он –
другой!
Родители, дети которых проходят психологическое
тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна
из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это
конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по
результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в
напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Психолог в детском саду
Основная функция психолога в детском саду: сопровождение
психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и
своевременная ранняя помощь детям и родителям.
Практика показывает, что непонимание родителями роли
психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.
Хочется сразу разъяснить ситуацию:
психолог и психиатр, (с
которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр - врач, занимающийся
отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить
диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать
направление в специализированный сад.
Психолог (детский) -
педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он
не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При
необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов:
психиатра, невролога, логопеда.
Основным методом работы психолога является - наблюдение за
развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития
познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При
необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с
детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом
ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические
этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой
охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в
условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет
носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в
развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание
родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные
моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Только совместная плодотворная работа даст благополучный
результат.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все,
чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом
лучше начинать с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под
пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации
ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной
адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития,
всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия
с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую
пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить
максимально полную информацию об особенностях ребенка.
Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут
психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития
ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и
личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться
смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его
воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.