03.03.2021
24.03.2021
Педагогическая находка на тему:
«Интеграция театра теней в
образовательную деятельность»
Воспитатель
– Аркаллаева Зарифа Газимагомедовна
Цель: Продемонстрировать и
рассказать педагогом о формах работы с теневым театром. Заинтересовать и побудить воспитателей
к изготовлению теневого театра, с последующим использованием его
в театрализованной деятельности для детей дошкольного
возраста.
Задачи:
• Вызвать интерес
к театрально – игровой деятельности.
Рассказать о способах интеграции теневого театра в НОД.
• Повышение профессионального
уровня и обмена опытом участников, расширения кругозора.
Театрализованная
деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок
раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей
степени позволяет развить творческие способности ребенка. Ни для кого не секрет
что в детских садах используют разные
виды театра: настольный театр; стендовый; верховой; наручный; напольный. Но
очень редко используют театр теней, более того, в этом направлении очень мало
литературы. Начиная работу по данной теме, я изучила литературу, задачи,
средства и методы работы, а также историю возникновения теневого театра. Данный
вид театрализованной деятельности очень актуален. Принимая участие в спектаклях
и их подготовке развиваются творческие способности ребенка, а также помогает
тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику
пальцев. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются
кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками.
Более того театр теней является хорошей профилактикой страха темноты у детей.
Такая деятельность способствует более
продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой. Согласно
принципам федерального государственного образовательного стандарта реализация
Программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего
«…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
ребенка…» Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и
доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на
экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка, современные
мультипликационные персонажи: Смешарики, Лунтик, Барбоскины, Ниндзяго, и многие
другие.
Детей приводит в восторг, что эти персонажи двигаются,
разговаривают, обращаются к зрителям. Важно, театр рассматривать не только как
развлекательное мероприятие, но и показывать через спектакли примеры дружбы,
честности, трудолюбия и доброты. Именно в этом возрасте у детей формируется
характер, интересы, отношение к окружающему миру.
Театр теней можно интегрировать в НОД по развитию
речи. Например, в развитии речи во время занятия демонстрировать сказки с
помощью теневого театра, а детям старшего возраста давать самим быть
участниками, так занятия будут проходить гораздо интересней и ярче. Также его
можно использовать на занятиях по ФЭМП, к примеру с помощью силуэтов
формировать у детей представление о форме, размерах и количестве предметов. На
занятиях по ФЦКМ можно давать описать цвет предмета, вид окружающего мира и
т.д.
Несомненна, и роль родителей здесь очень важна. Одной
из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Главная идея взаимодействия между родителями
и дошкольным учреждением в том, что родители несут ответственность за
воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь,
поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Именно поэтому
необходимо привлекать родителей к совместным идеям и проектам. Из опыта моей
работы, родители с большим удовольствием идут на встречу педагогу. В создании
нашего театра теней родители принимали самое непосредственное участие. Все
необходимое для показа подготовить несложно. Экран можно сделать из картонной
коробки большого размера, вырезать экран, приклеить кальку или белую простынь
нужного размера. Лампу, я покупала на прищепке, она очень практична. Главное,
чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого лампу прикрепляют
сверху, и направляют на экран. Персонажи и декорации можно нарисовать самим.
Хотя есть и другие варианты, к примеру, готовые шаблоны можно купить в
Интернете. Подбор картинок очень важен, желательно, чтобы все персонажи одной
сказки были выполнены в едином стиле. Когда комплекты картинок составляются к
каждому литературному произведению, это помогает выдержать масштаб картинок их
стилистическое решение. Будет не логично если в к примеру в сказке Маша и
медведь, Маша вдруг окажется выше медведя, или в сказке «Пузырь, Соломинка и
Лапоть» неожиданно Соломинка окажется шире Лаптя. Условность театра близка
дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому дети так
позитивно включаются в магию происходящего на экране: отвечают на вопросы
персонажей и помогают им, предупреждают об опасности. Необычность зрелища
захватывает их и переносит в мир волшебной сказки. Театрализованная деятельность приносит детям
радость и непередаваемый восторг.
Между
тем, это и замечательная профилактика страха темноты у детей. Зачем бояться
темноты, когда так интересно и весело можно поиграть. Начинали с детьми простые
диалоги в пальцевом театре теней. Такая форма работы позволяет помимо всего
прочего еще и развить мелкую моторику пальцев, здесь в качестве сценария брали
известные ребенку стихи, басни и небольшие сказки. Роль педагога в организации
и проведении спектакля велика. Важно организовать совместную деятельность и
осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поставить четкие задачи
перед детьми и передать им инициативу. Обратить внимание на сложности каждого
ребенка, если они имеются. В своей работе использовала не только народные
сказки, но авторские. Так, к примеру в книге «Кукольный театр» Т. Н.
Караманенко и Ю. Г. Караманенко представлены сценарии сказок различных авторов.
Сказки не сложные, интересные, веселые и поучительные. С детьми показывали
сказки, не только в группе, но и приглашали родителей, ребят из соседних групп.
Проект
«Волшебство театра теней» был разработан для дошкольников 6–7лет. Основная цель
данного проекта: создание условий для эмоционального развития детей в процессе
театрализованной деятельности. Цель была достигнута в ходе реализации следующих
задач: Образовательных: Способствовать использованию как вербальных (темп, сила
голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика,
поза) средств выразительности. Вызвать в детях состояние творческого поиска,
вдохновения. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Развивающих: Развивать представления детей о нравственных качествах человека,
уверенность в победе доброго начала. Развивать пластику, моторику, чувство ритма,
музыкальные способности. Речевых: Познакомить детей с новыми словами: занавес,
декорации, афиша, аплодисменты, негодование. Воспитательных: Воспитывать
доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу. При
посещении развлечения мною были сделаны следующие выводы: приемы и методы,
применяемые в ходе развлечения, полностью соответствовали возрастным
психологическим и физиологическим особенностям детей 6–7 летнего возраста. На
занятиях происходила смена видов деятельности, достаточная для успешного
выполнения задач педагогом и детьми без видимого утомления и скуки. Педагогом и
детьми была проведена большая подготовительная работа, которая, несомненно,
оказала огромное влияние на развитие эмоционального интеллекта воспитанников.
Данный проект развивает творческие способности детей, способствует активизации
воображения, развитию логического мышления, предлагая детям
ситуативно-деятельный подход к решению различных видов задач. Особенно хотелось
бы отметить активность и заинтересованность всех ребят на протяжение
развлечения. По моему мнению, проведение подобной работы повышает самооценку
детей дошкольного возраста, учит их умению слушать и слышать, помогает
самопрезентации воспитанников, сплачивает детских коллектив, учит относиться
друг к другу уважительно и терпимо. Предлагаемый
материал соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам к
организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса в дошкольных
учреждениях. Предлагаемые игры, творческие задания позволяют детям проявить
актерское мастерство, преодолеть трудности межличностного взаимодействия,
способствуют развитию речевых навыков, повышают уровень общей культуры. Такая
форма проведения досуга наиболее оправдана для детей старшего дошкольного
возраста, так как является одной из форм подготовки к школе, позволяет
значительно повысить интерес дошкольников к обучению. Считаю, что данную форму
работы полезно развивать и далее, возможно, привлекая к выполнению различной
подготовительной работы родителей воспитанников. Конечно в условиях группы не
стоит требовать сделать большой сложный спектакль, который посилен лишь
профессионалам — это и невозможно и не имеет смысла. Пусть лучше будет
маленькая сказка, небольшой диалог между персонажами разыгранная детьми, здесь
важно интерес детей, их воображение и творческое решение. Необходимо проводить
игры в театр теней систематически. Из всех видов кукольного театра в детских
садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется,
незаслуженно обделен вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую,
домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание
быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает
раскрепощаться.